Вопросы усыновления

По всем вопросам усыновления обращайтесь в отдел опеки и попечительтва при Управлении образования администрации о. Муром.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, ул.Московская, 46

E-mail: post@edu-murom.ru

Начальник отдела опеки и  попечительтва  Бондарь Любовь  Николаевна

Тел.: 8 (49234) 3-32-60


Для усыновления (удочерения) или приема детей под опеку, либо в приемную семью необходимы следующие документы:

  1. Заявление в отдел опеки и попечительства (далее ООП).
  2. Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или копия декларации о доходах.
  3. Выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства, подтверждающая право пользования жилым помещением, либо право собственности на жилое помещение.
  4. Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
  5. Медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в порядке, установленном МЗ РФ.
  6. Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке).
  7. Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание принять ребенка в семью.
  8. Справки о соответствии жилых помещений санитарных и технических правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе).
  9. Документ о прохождении подготовки гражданина по Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
  10. Автобиография.

Примечание: - Документ п.5 действителен в течение 3-х (трех) месяцев, остальные документы действительны в течение 1 (одного) года со дня их выдачи. - Гражданин, обращающийся в ООП с просьбой об усыновлении или опеки либо приемной семье, должен предъявить паспорт. А в случаях, предусмотренных Законодательством РФ, иной документ, удостоверяющий личность.

 


ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА… - еще раз взвесьте все «за» и «против». Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

  •   Бывали случаи, когда путем усыновления люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению в надежде стать «не хуже других», обеспечить себя под старость заботой или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок- это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет -аморально. Принятие ребенка в семью должно быть только взаимовыгодным и обязательно продиктовано желанием помочь ребенку,лишенному родительской заботы.
  •   Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность супругов поддержать друг друга в трудные моменты - едва ли не главные факторы для успешного усыновления;ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.
  •   Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как ни жаль, но это не так. Каждый ребенок – это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время,чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.
  •   Помните о том, что государство не несет ответственности за ваше решение, и вряд ли будет заниматься вашими проблемами в дальнейшем. Законодательство не предусматривает ни предоставления жилья, ни специальных льгот для усыновителей и усыновленных детей. Вам придется рассчитывать только на свои силы.
  •   Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том,кто сможет вас поддержать в трудный момент и как вы будете справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает представить, что выбудете делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Подумайте, будете ли вы достаточно гибки через годы,чтобы суметь поддержать подростка, воспринять его интересы и своеобразный круг общения.
  •   Если у вас уже есть ребенок, то очень важно его понимание и даже участие. Сделайте его своим соратником,внимательно выслушайте его мнение, он имеет такое же, если не большее, право голоса. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после усыновления.
  •   Успех зависит от вашей готовности принятия ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлыми правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не концентрироваться на переделке его под себя и семейные традиции.
  •  Ребенка нужно любить за то, что он есть, а не за правильное поведение,симпатичное личико, хорошие поступки и таланты. Любовь вообще должна быть свободна от всяческих оценок.
  •  Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка.Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно перевоспитать и сделать из него «нормального ребенка»?
  •  Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не «застревать» на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?
  •  Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженностьокружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьтепосоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашемурешению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильностипринимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремяотказаться. Никто не осудит вас, если вы откажетесь, почувствовав себяпока не полностью готовыми к такому шагу. Но многие осудят, если вы несумеете удержаться на этой нравственной высоте.

ДАЖЕ МЛАДЕНЦЫ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ПРОБЛЕМЫ С АДАПТАЦИЕЙ

 Приемным родителям иногда рассказывают, что если естественные  потребности младенца удовлетворяются, то есть его покормили,  переодели, укачали и уложили в кровать, то малыш и не замечает,  кто заботится о нем: биологическая мать, воспитатель,  няня или усыновительница.

 Однако,  даже младенцы, которым  всего несколько месяцев, могут испытывать трудности с адаптацией  после переезда в приемную семью. Малыши замечают изменения  в питании, в окружающей их цветовой гамме, в запахах, в обстановке.

 В то время как старшие дети, как правило, реагируют на изменившуюся  обстановку поведением, младенцы отзываются на перемены соматически:  обычно возникают проблемы со сном и с питанием.

Ребенок может отказываться от еды, выплевывать пищу, у него  может начаться расстройство желудка или диарея. Возможны также  проблемы со сном: малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно  спит. Может возникнуть общая раздражительность. Не удивляйтесь,  если ребенок будет плакать сутки напролет без видимой причины.

Родителям  необходимо  обращать внимание на мимику  малыша, интонации голоса, телодвижения, то есть на те вещи,  с помощью которых ребенок пытается выразить свои эмоции.     Если у младенца возникли проблемы, нужно  показать его педиатру, чтобы определить, не вызвана ли раздражительность  или нарушенное пищеварение медицинскими причинами. Но если  медицинские отклонения отсутствуют, родителям нужно признать,  что таким образом малыш реагирует на едва заметные перемены,  связанные с переездом в другую семью.

 У малышей, попавших в приемную семью сразу после рождения,  обычно не возникает проблем, потому что они еще нигде не находились  достаточно долгое время, чтобы привыкнуть к определенным запахам,  звукам или распорядку дня.

Дети же от 6 до 9 месяцев уже осознают, что они потеряли  конкретного человека.

 Если ребенок был отдан в приемную семью после 9 месяцев,  то он проходит те же эмоциональные стадии, что и старшие дети,  и взрослые.  Сначала малыш не верит, что он  потерял человека, который о нем заботился, и пытается его  искать, потом он приходит в ярость, которая выражается безутешным  плачем, затем наступает депрессия, проявляющаяся в безразличии  к игрушкам и еде, и после происходит примирение с новой ситуацией. Эти фазы могут присутствовать и у детей раннего возраста,  но у них они не обязательно идут в этом порядке и сменяют  одна другую.

 Реакцию на перемещение родители могут заметить уже на второй  день после приезда ребенка, а возможно, что малыш будет держать  в себе свои эмоции, и они выплеснутся спустя месяцы, когда  ребенок начнет привязываться к приемным родителям и его будут  преследовать страхи, что его опять могут перевезти  в другое  место.

Младенцы не могут выражать свои эмоции словами, поэтому родителям  нужно позволить им делать это так, как они могут – поведением,  и стараться всячески поддерживать малышей. Это значит, что  нужно много носить ребенка на руках, укачивать его, даже если  на первый взгляд это не приносит ему успокоения.

 Приемные родители должны попытаться как можно больше узнать  о том, как кормили ребенка, как его купали и как держали на  руках и где он спал в его предыдущем доме.  И в первое время усыновителям нужно постараться максимально  точно воспроизвести эти условия.

 Для приемных родителей очень важно чувствовать поддержку  и одобрение окружающих, прежде чем они научатся любить своего  ребенка. Возможно, они представляли себе  некую идиллию, которая начнется у них сразу, как в их семье  появится ребенок, а вместо этого им приходится ночи напролет  ходить туда-сюда по квартире, укачивая кричащего малыша, которого  они не знают и пока еще не любят.

 У родителей должна быть своя система поддержки в этот критический  период – друзья, которые могут позаботиться о них и не будут  ждать жизнерадостного ответа на вопрос о том, как дела у нового  ребенка.


Кто может быть усыновлен?
 
Ст. 124 Семейного кодекса РФ п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275
Усыновлению (удочерению)подлежит несовершеннолетний ребенок(дети), родители которого:

  • умерли;
  • неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел, а усыновление ребенка, оставленного в родильном доме возможно при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения;
  • признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
  •  признаны судом недееспособными;
  •  лишены судом родительских прав (усыновление возможно через 6 месяцев после вступления в силу решения о лишении прав);
  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;
  • по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельными констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.

 
Кто может быть передан под опеку?
 
Cт. 121 ист.145 Семейного кодекса РФ
Под опеку (попечительство)можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:

  • смерти родителей,
  • лишения их родительских прав,
  • ограничения их в родительских правах, · признания родителей недееспособными,
  • болезни родителей,
  • длительного отсутствия родителей,
  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
  • в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обратите внимание, что перечень фактически открытый и сформулирован очень общо. Это не случайно -опека не прерывает отношений ребенка с биосемьей, поэтому фактически каждый лишенный родительского попечения сирота может быть передан на воспитание в семью опекуна.
 
Кто может быть передан на воспитание в приемную (замещающую) семью?
 
Ст. 154 Семейного кодекса РФ
На воспитание в приемную семью передаются:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. При этой форме семейного устройства требования к статусу ребенка минимальны, поскольку приемная семья фактически выполняет роль воспитателей государственного учреждения, в котором находится ребенок.

Сколько минимально должно быть детей в приемной семье?  

 Насколько нам известно, законодательно ни в одном регионе минимум не установлен. это может быть и один ребенок, но смысл приемной семьи это профессиональная забота о детях и, прежде всего о тех, кого трудно передать на воспитание в семью: детей имеющих много братьев и сестер,  инвалидов, достаточно взрослых или имеющих проблемы в поведении и развитии.

 Могут ли усыновить ребёнка люди, способные родить или уже имеющие детей?

 - Несомненно, могут! Не существует ни одного законодательного ограничения на усыновление людьми, способными родить и/или имеющими детей, родных и/или усыновлённых, опекаемых и т.п.

 Может ли усыновить ребёнка одинокий человек?

 - Да, может. В законодательстве предусмотрено как усыновление супружеской парой, так и одним из супругов или одиноким, не состоящим в браке усыновителем. Разница в процедуре минимальна: супружеская пара предъявляет суду свидетельство о браке, одинокий усыновитель - свидетельство о рождении. Следует учесть, что к одиноким усыновителям органы опеки относятся более осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления и семейную обстановку в доме кандидата. Кроме того, семейный кодекс (ст. 127, п. 2) запрещает лицам, не состоящим между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка.

 НАШЕ МНЕНИЕ: в некоторых странах, где достаточно желающих усыновить, есть подобные ограничения - и усыновить может только супружеская пара. Такие требования обоснованы: одинокий родитель сталкивается с большими трудностями в воспитании и обеспечении ребёнка. Неполные семьи входят в группу риска, и вам прежде стоит очень хорошо подумать, сможете ли вы справиться с психологическими и финансовыми трудностями, дать полноценное воспитание ребенку.

 Какие существуют ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

 - Законодательных ограничений по возрасту сверху для усыновителей и опекунов не существует. Не оговорен в законодательстве и минимальный возраст детей, которые могут быть переданы пожилым усыновителям или опекунам. Существует только ограничение по минимальной разнице возрастов для одинокого усыновителя и ребенка - она должна составлять не менее 16 лет.

 НАШЕ МНЕНИЕ: помимо норм закона, необходимо считаться и с собственными возможностями на перспективу, восприятием окружающих, а через очень небольшое время - и с мнением ребенка. В первую очередь, сложности возникают с тем, что потребности ребенка с возрастом возрастают как в материальном плане, так и в плане активного общения. Труднее всего родителям приходится с подростками: требуется приобретать дорогостоящую модную одежду, тратиться на дополнительные занятия и т.п., быть гибкими и иметь запас сил и терпения, чтобы активно участвовать в жизни подростка, иначе его жизнь заполнит улица. Как бы нам ни хотелось отвлечься от собственного возраста, какие бы силы и намерения нами ни руководили, мы должны понимать, что возраст имеет значение. Принимающим родителям в возрасте было бы разумно ориентироваться на детей постарше и для начала выбрать такую форму устройства, как опека, поскольку она позволяет получить как опекуну, так и ребенку поддержку от государства (выплата денежных средств на содержание ребенка, материальная помощь по выходу из-под опеки, льготы при поступлении в вуз, предоставление жилья, если за ребенком не закреплено уже имеющееся и т.д.).

Я очень хочу усыновить ребенка возрастом до года. С какими задержками и отклонениями в его развитии я могу столкнуться?
    В основном в нашей стране усыновляют младенцев. Когда Вы берете ребенка в младенческом возрасте, то его задержки и отклонения в развитии еще незначительны. Если это ребенок в возрасте от рождения до 1-1,5 месяца, то о задержке развитии вообще не может быть речи, и Вы воспитываете малыша, как любая мама, имеющая новорожденного. В этом случае, как и с усыновлением более старших детей, выясните, как протекала беременность биологической матери, как проходили роды, какие роды были по счету, возраст биологических родителей и состояние их здоровья. Эта информация поможет Вам понять поведение и эмоциональное состояние малыша, а также будет необходима для детского врача и психолога, если Вам понадобиться их консультации. К сожалению, бывает и так, что Вы не сможете получить эти сведения в связи их отсутствием, например, если ребенок был подброшен.
  Если Вы усыновляете ребенка до 6 месяцев, то отклонение в развитии чаще всего выражено в отсутствии или слабовыраженном "комплексе оживления". У семейных детей "комплекс оживления" наблюдается в следующих проявлениях: при виде матери ребенок замирает, сосредотачивается на ее лице и голосе, начинает стучать ножками и перебирать ручками, улыбается, гукает или гулит, смотрит в глаза. Если у семейного ребенка все эти признаки ярко выражены уже к3 месяцам, то у младенца из дома малютки они могут отсутствовать и в 6 месяцев. Но не расстраивайтесь, при правильном обращении с малышом, он быстро догонит своих ровесников. Окружите ребенка вниманием и нежностью, постоянно с ним разговаривайте, не только когда он бодрствует, но и при кормлении, купании и пеленании. Чаще ласкайте и обнимайте ребенка, общайтесь с ребенком в позе" под грудью", когда его взгляд устремлен в Ваше лицо. Не бойтесь избаловать малыша, чем больше будет физического и эмоционального контакта, тем лучше. Привлекайте его внимание яркими, блестящими игрушками, находящимися на удобном расстоянии от малыша или помещенными над кроваткой. Очень интересным для младенца является человеческое лицо, поэтому купите ему куколок, клоунов, матрешек и неваляшек. Психологи советуют самим нарисовать на картоне доброе, смеющееся лицо и подвесить над кроваткой малыша на расстоянии 40-50 см. Развивайте инициативность у ребенка, наполните его жизнь новыми впечатлениями, будьте чуткими и отзывчивыми и результат не заставит себя ждать - это счастливая улыбка Вашего сокровища! Если Вы усыновляете ребенка второго полугодия жизни, то довольно часто это ребенок с диагнозом ЗПР - задержка психа речевого развития в доречевой стадии. Не пугайтесь этого диагноза. С 7 месяцев ребенок наиболее остро нуждается в привязанности ко переделённому лицу, в этот период наиболее негативно проявляется так называемый недостаток материнской любви. Так уж устроена природа ребенка, что ему нужен единственный человек, который бы с ним общался и любил его, а не несколько, пусть даже заботливых и ласковых лиц воспитателей, постоянно меняющихся и уделяющих мало ему внимания из-за своей занятости. Кроме явных признаков отставания в физическом развитии, таких, как в 6-8 месяцев малыш не сидит, а в год не ходит и имеет шепотный лепет, существуют и другие черты, отличающие ребенка из дома ребенка от ребенка, растущего в семье. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что ниже будет предоставлена общая характеристика младенцев из дома ребенка, и ее особенности не обязательно присущи всем детям, т.к. личность любого ребенка уникальна и путь развития каждого малыша индивидуален. Малыш перекатывает головой по подушке (сам себя укачивает),ударяется головой о стенку кроватки, делает стереотипные движения руками, сосет палец, раскачивает тело со стороны в сторону. Это происходит из-за того, что ребенок был ограничен в движениях, его никто не нянчил, он был лишен ласки и тепла человеческих рук. Ребенок играет так, как ему говорят, у него почти полностью отсутствуют волевые проявления и инициативная готовность. У ребенка не существует разделения на любимую и нелюбимую пищу. Когда ему дают нелюбимую еду, он с радостью открывает рот, долго держит пищу перед глотанием и как бы было невкусно, все равно открывает рот и только в конце с болью плачет. Для детей, воспитывающихся с рождения в доме ребенка, характерно то, что они хорошо едят и отличаются большим весом. Некоторые из них объедаются. Воспитатели комментируют это тем, что таким образом они утоляют свой голод по материнской любви. Если семейный ребенок уже в 6 месяцев четко различает родных и чужих людей, по-разному к ним относится, а в 8-9 месяцев не знакомец может вызвать отрицательные эмоции или испуг, то у малыша из учреждения наблюдается без личностное отношение к окружающим. Любая воспитательница может накормить ребенка, взять на руки, она не встретит сопротивления. Ребенок улыбается каждому, хотя по прежнему не смотрит в глаза, стремится к любому на руки, при этом не испытывая к этому человеку никакого интереса и не умеет с ним сотрудничать. Ребенок отличается пассивностью. Во время раздевания, одевания хорошо двигающегося малыша можно оставить на время на пеленальном столике, потому что он даже не пошевелится. Если малыш уже может стоять или ходить, то его без всякой помощи и сопротивления можно одеть во что угодно, в одежду любого цвета и формы и также легко раздеть. Но, не смотря на эту безрадостную картину, малыш, попадая в семью, очень быстро наверстывает упущенное, постепенно избавляется от своих приобретенных привычек, догоняет в своем развитии семейных детей. Иногда так бывает, в чем-то даже опережает своих ровесников, а потом его развитие протекает в соответствии с возрастной нормой. Так как младенец из дома ребенка во втором полугодии часто отстает в своем развитии на этапе эмоционального общения, то сначала нужно общаться с ним, как с более младшим по возрасту. Но постепенно переходите на новый уровень общения. Играйте в игры-забавы "Сорока-воровка", "Самолетик", "Ладушки", "Баран-баран", "Коза", "Прыг-скок", "Ку-ку", "Прятки". Учите играть игрушками: катать машинку, укладывать куклу спать, складывать матрешку и пирамидку, строить из кубиков, сжимать резиновые игрушки, катать мяч, открывать и закрывать посуду. Делаете зарядку и массаж малышу, не обязательно профессиональный, можно и любительский, развивайте пальцы рук. Как только ребенок появится в Вашем доме, сфотографируйте его, показывайте ему его фотоальбом, часто подносите его к зеркалу. Показывайте ему картинки, читайте и рассказывайте сказки. Приобщайте к миру поэзии, читайте не только детские стишки, но и произведения классиков. Пойте малышу песенки, особое внимание уделяйте народным и колыбельным. Вместе слушайте музыку, она должна быть спокойной, радостной и светлой. Очень понравятся малышу сонаты Гайдна, Моцарта, Генделя, Скарлатти, а также произведения Бетховена (особенно 5-я симфония),Вивальди (скрипичный концерт), Корелли и Марчелло. Танцуйте вместе с ребенком. Учите дружить с другими детьми. Чаще хвалите своего ребенка, разделяйте с ним его чувства и никогда не сравнивайте с другими детьми, он быстро догонит их в своем развитии. Когда Вы усыновляете ребенка в младенческом возрасте, то имеете большое преимущество - Вы начинаете формирование личности ребенка практически с нуля. Каким будет характер и интеллект ребенка - все зависит от Вашего воспитания. Не уделяйте большего внимания внешности малыша, не это главное в человеке, попытайтесь увидеть в нем большее и главное. Тем более опыт усыновления младенцев показывает, что с возрастом они становятся внешне похожи на своих новых родителей. Но при усыновлении младенцев есть один существенный минус - неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии могут проявиться позже. Поэтому себе необходимо честно дать ответ: если это случится, будете ли Вы по-прежнему относиться к ребенку, как к родному? Не сдадите ли его обратно, как бракованную игрушку, в детский дом? Если вы не готовы ответить на эти вопросы, то лучше не приступать к усыновлению. Не стоит предавать малыша во второй раз, тем более никто из нас не застрахован от появления на свет ребенка с врожденными пороками.